Немного засидевшись в Москве после нескольких летних выездов, я решил использовать накопленные командировками бонусные мили Аэрофлота и махнуть на выходные куда-нибудь. Учитывая, что поездками по России себя удивить уже трудно, а имеющаяся шенгенская виза открыта посольством Германии, выбор был не трудным. Оставалось определиться с городом и сгенерить идею поездки. Сначала, я хотел поехать в Гамбург – известный портовый город с интересной историей, один из основных городов на севере Германии (и главное – я там не был). Но туда не оказалось удобных билетов, а в других городах я был уже многократно, поэтому Берлин, Мюнхен, Штутгарт отпали сами собой, а Дюссельдорф и Франкфурт ничем особым не привлекали. И тут, вспомнив уроки географии, мне пришла в голову идея не задерживаться в Германии, а рвануть в Амстердам, при этом немного попутешествовав с великом. Выбрав аэропортом прилета Ганновер, и проверив поезда до Амстердама, я забронировал весь маршрут.
Идеей поездки я решил сделать максимум перемещений именно на велике, ведь как известно, Голландия – страна велосипедов, где на каждого жителя приходится аж по 2 велосипеда (включая грудничков и стариков!), да и в Германии этот транспорт используется повсеместно. Для этого вояжа я взял Kona Dr Dew – гибридный велосипед на 28-х шоссейных колесах со сликами, без амортизаторов, с дисковыми тормозами и навеской Shimano Deore. Типичный велосипед для курьера или почтальона, весьма удобный в городе.
Итак, перелет.
Так случилось, что доступные места были только в бизнес-классе, что, несмотря на лишние мили, не могло не радовать. Кроме велика, никакого багажа у меня не было, поэтому сняв только переднее колесо и засунув все в мягкий чехол (любезно одолженный Тимуром и Викой) я смело отправился на стойку регистрации. Никаких лишних вопросов типа «Что у вас там?» или «Сколько это весит?» мне задано не было, никаких доплат не просили, и вел в почти собранном виде отправился на погрузку через интраскоп для «негабарита».
Сам полет занял около 3 часов. Не буду акцентировать внимание на преимущества бизнес-класса, отмечу лишь, что если билеты брать за деньги, а не за бонусные мили – оно того не стоит, ничего особо выдающегося. Хотя «бизнесом» летал только Аэрофлотом, поэтому пока сравнить не с чем – говорят, в Emirates подобный сервис предлагается уже в «экономе»…
Получив свой чехол в зоне выдачи багажа, я отправился к выходу в намерении уехать из аэропорта на велосипеде, чего никогда раньше не делал. Аэропорт всегда ассоциируется с такси, «шатлами», поездами-экспрессами – то есть каким-то выделенным транспортом до города. Но, придерживаясь идеи передвигаться максимум на веле, я отказался от всего этого, собрал вел, убрал чехол в рюкзак и поехал. Особо хочу отметить, что спросив совета «как проехать» у дежуривших полицаев, они любезно проводили меня в участок, показали все на картах, дали сфотографировать части карт с названиями улиц и объяснили все по-английски. Удивительно, но несмотря на некоторую оторванность зоны аэропорта от самого Ганновера, велодорожка была от стеклянных дверей зала прилета до центра города. Каждый светофор для авто дублируется маленьким светофорчиком для вело и пешеходов. Несколько туннелей на пути сооружены специально для велодорожек. Все крайне аккуратно и по-немецки дотошно, абсолютно все сделано для удобства людей. В общем, как я и предполагал – проблем с перемещением на велике в Германии нет. И это учитывая, что Ганновер – совсем небольшой город, даже по немецким меркам. Также, отмечу любезность местных жителей, которые с радостью готовы помочь разобраться «как проехать» незнакомому человеку, несмотря на языковой барьер и все такое прочее.
Добрался за 30 мин до Hannover Hauptbahnhof, то есть до центрального вокзала, успев по дороге поизучать пустынные городские улицы. Загорая на привокзальной площади в ожидании отправления поезда, отметил группу вело-таксистов, предлагавших свое услуги всем желающим. Попросив молодую парочку сфоткать меня на фоне памятника и главного здания вокзала, был польщен приятным замечанием «Wow, nice bike!». Ну оно и понятно – 99% великов на улицах – всякие ашан-байки с корзинками и тому подобное, хотя и среди них попадаются весьма симпотичные модели. Видимо, яркий зеленый вел с дисковыми тормозами не вписывался общую картину потребительских велосипедов вокруг.
Вокзал в Ганновере небольшой – основное здание плюс один длинный сквозной туннель с выходами на платформы. Поезда прибывают каждые 3-5 минут: из Берлина, Лейпцига, Штутгарта, других городов... Кругом куча уютных кафе, бистро, магазинчиков и пр.
В билете на поезд, помимо времени отправления, указан путь, на который он прибывает. Если маршрут с пересадками, то указывается время прибытия поезда, путь, затем время прибытия поезда на который нужно пересесть и номер пути/платформы на который он прибудет. Если первый поезд опаздывает, а следующий поезд всего через 3-4 минуты, то последний обязательно подождет. То есть не может быть такого, что один поезд пришел, а пересадочный уже ушел. Также, по моему опыту, если между поездами всего несколько минут, то поезда будут на одной платформе напротив друг друга. Сделано это для того, чтобы люди, которые пересаживаются с одно поезда на другой не носились по незнакомой станции из одного конца в другой в поисках своего поезда. Ну а насчет информированности – везде всегда разнообразные табло с дублированием на английском. И естественно, если о чем-то спросить работника в униформе на перроне, то будет дан четкий, исчерпывающий ответ. Да уж, Дёйче Бан – легендарная корпорация, поражающая четкостью своей работы!
Так я и сделал, спросив где остановится вагон для пассажиров с велосипедами. Вообще, в билете указано, что количество мест для велосипедов ограничено и за это берется дополнительная плата. Но на практике велик всегда есть куда поставить, пускай даже не на специальные крепления. Провоз велика на дальние расстояния стоит 6 евро, причем кондуктор клеит квитанцию прямо на раму, чтобы не забыть, кто оплатил, а кто нет. Вагон для велосипедистов представляет собой обычный кэб, поделенный стеклянной перегородкой. Половина – это обычные сидячие места 2-го класса, другая половина - зона с креплением на 20-30 велосипедов.
Подвесив велик за переднее колесо и застегнув его тросом (как сделали многие), я уселся изучать центрально-европейские виды. Поезд шел около 3 часов. Поля, луга, холмы, уютные деревушки, пасущаяся живность, ветряные мельницы, каналы – все проносилось за окном на скорости за 150 км/ч. Пунктом моего назначения был Утрехт – город в 35 км от Амстердама, где мне предстояло переночевать. Кстати, хочу отметить, что при покупке билетов на поезд через Интернет почти всегда доступны специальные тарифы, которые намного ниже тарифов «в кассе». Таким образом, билет до Утрехта из Ганновера мне стоил 39 евро вместо 69 в кассе. Расстояние от Ганновера до Утрехта – около 700 км. Поезд – один в один «наш» Сапсан, только в 2-3 раза дешевле и ходят подобные составы в Германии уже 10 лет.
Чтобы доехать до места назначения, мне нужно было сделать одну пересадку в городе Амерсфорт, это уже Нидерланды и, соответственно, поезд местного назначения, оранжево-желтых патриотических тонов! Отмечу, что, несмотря на повсеместность велосипедов в Голландии, специальных вагонов для велосипедистов, как в немецких поездах, нет - что удивило. Зато в достаточно просторных тамбурах большинства вагонов есть табличка «Bike priority» - то есть сначала места занимают пассажиры с великами, потом все остальные, кому не хватило мест в сидячем «кэбе». Однако, есть одно «но» - перевозка великов разрешена только вне «часов пик», чтобы не мешать большинству пеших пассажиров. В общем, по европейской традиции – все продумано.
Прибыв в Утрехт около 7 вечера, я неспешно осмотрелся в районе вокзала и выдвинулся в город. Выйдя на привокзальную площадь, мое сознание содрогнулось от… велопарковок. Не от них самих, конечно, а от количества велосипедов, запаркованных у станции – их тысячи! Ну оно и понятно – люди из Утрехта едут на работу в Амстердам, Роттердам, Гаагу и оставляют своих двухколесных друзей у вокзала. Разговорившись с местными жителями, меня интересовало 2 вопроса: «Как обстоят дела с наличием мест на парковке?» и «Как найти велик, если забудешь где его оставил?». Оказывается, найти свободную стойку под велик не так уж и просто и народ пристегивает свои байки к чему попало – к столбам, гидрантам, оградам. Здесь это в норме вещей - главное, чтобы никому не мешало. Места, где велики оставлять нельзя отмечены особо (проезды для машин, двери). А вот забывчивые девушки посетовали мне, что постоянно забывают, где оставили свой транспорт. Также, очень много одинаковых велосипедов, что добавляет сложностей в поиске. Вообще, велопарковки напоминают кучу наваленных велосипедов – иногда кажется, что их просто несчетное количество. Хотя в самом городе, все таки, чаще велосипеды выстроены в аккуратные ряды.
Перекусив традиционным голландским фаст-фудом – крокетами из маленьких ящичков, и сориентировавшись на местности я двинулся в сторону отеля. Утрехт поразил своей компактностью, уютом слаженно выстроенных 3-4 этажных домов, аккуратными каналами, разводными мостиками и, конечно, наличием не просто велодорожек, а отдельной транспортной системы для велосипедов. Машины – отдельно, пешеходы – отдельно, велосипеды – отдельно! Для велосипедов все свое – специальное покрытие, разметка, светофоры. Просто невероятно, с какой четкостью все организовано и сооружено. Это характерно не только для Утрехта, но и для Голландии в целом.
Добравшись до отеля, я разместился и поехал рассекать по городу в поисках новых впечатлений и… ужина. Удивительно, но практически все жители Голландии говорят на хорошем английском. У кого в бы я не спросил как проехать – все четко и без запинок подсказывали мне. Особенно удивляет и то, что в соседней Франции, в паре часов езды на поезде, с общением на английском проблема даже в крупных городах. Еще одно наблюдение – отсутствие штор и занавесок на окнах вторых и выше этажей. Об этом я слышал раньше – это какая-то местная традиция. Отужинав в районе исторического центра, на берегу центрального канала, я сделал пару кругов и поехать спать, чтобы быть готовым к завтрашним приключениям в Амстердаме.
Выехал я в районе 10 утра. Поезд Утрехт-Амстердам идет 25 минут и стоит 7 евро. Посоветовавшись с работниками железной дороги, я решил ехать на поезде, который прибывает не на центральный вокзал, а на станцию Amsterdam Zuid – южный вокзал. Сделал я это для того, чтобы избежать того самого «peak hour» - в выходные много туристов и местных отправляются в Амстердам. Плюс ко всему, в этот уикенд в городе стартовала регата парусников, что также увеличивало количество народа вокруг. А так как у меня был целый день в запасе, мне было незачем ехать в самый центр сразу, и я решил начать с окраин. Кстати, как и во многих крупных городах, в Амстердаме несколько вокзалов – Centraal, Zuid, Amstel. Многие поезда идут прямо в аэропорт Амстердама – Шипхол, крупный транспортный узел Европы. И вот, закинув рюкзак в «локер» на вокзале, я поехал в город.
Первые впечатления от столицы Голландии – длинные зеленые улочки, современные малоэтажные многоквартирные дома, каналы, идущие кругами от центра, мосты и, конечно, велосипеды-велосипеды-велосипеды… Большинство мостов, кстати, разводные, что угадывает в Амстердаме идею Санкт-Петербурга. Чем ближе к центру, тем архитектура становится все более изысканной, жилые кварталы менее однообразны, улочки наполняются людьми, маленькими кафешками и магазинчиками. Каналы поразили очень плотным движением катеров, лодок и других плавучих девайсов. Интересной особенностью является то, что многие в Голландии и живут на воде – в плавучих домах. Плоты-платформы с забавными домиками просто «запаркованы» по краям каналов. Причем жилье это совсем не бюджетное.
Останавливаться в отеле в Амстердаме я не стал, так как рано утром следующего дня нужно было уезжать в Ганновер, на самолет. Пару часов отдохнуть от мотаний по городу удалось днем в центральном парке, на зеленой лужайке под солнцем. В пруду рядом за отдыхающими жадно подглядывали лебеди, обитающие в большинстве местных водоемов.
Решив обогатиться культурно, мой выбор пал на Музей Ван-Гога. Проведя там пару часов и закупившись симпотичными магнитиками, я двинул в самый центр – район площади Дам и улицы Дамрак. Вот, где реально туристическая мекка! Центральные кварталы полны людей со всех уголков света. Тут и Чайна-таун, и пресловутые кофешопы, и порно-магазины, рестораны, маленькие гостиницы, магазины и бутики. Все это расположено на достаточно маленькой территории, нарезанной сетью улочек и каналов. Кажется, что жизнь здесь не утихает никогда – ночью здесь народу чуть ли не больше, чем днем. Ну оно и понятно – открываются клубы, бары, квартал Красных фонарей переходит в «активную фазу», народ начинает расслабляться в самом подходящем для этого месте! Обилие девушек в витринах, предлагающих себя, тяжелая конопляная взвесь в воздухе, тусовка на каждом углу – все это создает атмосферу некоторой развязанности и вседозволенности, издревле характерную для портовых городов. Однако, работы у полиции хватает – не все готовы тихо-мирно отдыхать и пару раз я видел, как полисмены запихивали разбуянившуюся молодежь в свои авто, надев на них наручники. Хотя, как мне потом объяснили, это, скорее всего, нелегальные иммигранты-накродилеры, которые здесь на особом счету. С одним из них мне даже довелось пообщаться. Конечно, только из интереса - уж больно типично он выглядел. Латинос хмурого вида, одиноко шатающийся на углу и не праздно заглядывающий прохожим в глаза. Я поинтересовался укладом его жизни. Оказалось, днем он работает поваром в ресторане, а ночью выходит на промысел, чтобы якобы сделать свои «extra money». Правда это или нет, но в конце нашей беседы он спросил, не из полиции ли я ))).
Тусоваться с великом очень удобно – можно очень быстро перемещаться из одного квартала в другой, паркуя велик и далее передвигаясь пешком. Это, кстати, очень актуально – клубы и бары здесь работают по странному графику. Некоторые с 22 до часу ночи, другие с часу до четырех утра, другие с четырех до семи. Это обусловлено расположением заведения и его близости к жилым зонам. Но бросать велик как попало не стоит – могут утащить местные бродяги или обезумевшая алкота. Нужно обязательно ставить в нужное место и всегда пристегивать. Оставив велик около дерева и сев в трех метрах на лавочку, я стал свидетелем, как местный калдырь стал притираться к моему яркому зеленому велосипеду, не застегнутому на замок. Когда воришка уже взялся за руль, я окликнул его на русском фольклоре. Пошуршав пропито-прокуренными мозгами, падший контингент удалился.
Таким образом, дневной обзор достопримечательностей плавно перешел в ночное «тусэ». На одном из каналов группа молодежи решила поделиться своей эйфорией от кутежа на «хате». Они открыли окно, высунули динамик с подключенной электрогитарой и микрофоном и начали наигрывать популярные рок-н-рольные мотивы – Битлз, Оазис, Эйсидиси и пр. И все это в час ночи! Собралось около тысячи человек, которые скандировали, подпевали и отрывались все вместе. Народ подплывал на лодках и катерах, движение на прилегающих улицах встало. Кароче, реальная тусовка!
Особо хочется отметить толерантность и терпимость голландцев. Кого только не увидишь вокруг – панки, хиппи, и стар и млад, и трезвые и пьяные, народ всех мастей и цветов – всем есть место в этом удивительном городе!
И вот, в седьмом часу, в пятом по счету клубе/баре, я вспоминаю, что через 40 минут мой поезд. Распрощавшись с оставшимся тусоваться народом, я не без труда вспомнил, где пристегнул свой велик. Сев и покрутив на станцию, я по ходу движения изучал пустынные улицы Амстердама уже вдалеке от тусовочных кварталов. Оставалось забрать рюкзак из камеры хранения, дождаться поезда на Берлин и не проспать остановку в Ганновере.
Прибыв в административный центр Нижней Саксонии, я, уже знакомым маршрутом добрался до аэропорта на байке. Убрав велик в чехол, я отправился на регистрацию, где снова не столкнулся ни с какими проблемами в плане перевозки байка.
И вот, 3 часа лету, и внизу уже виднеется Клязьминское водохранилице, город Лобня и очертания огромной Москвы вдалеке. Прилетал и улетал я из нового терминала D аэропорта Шереметьево, который порадовал своей новизной и достаточным удобством. Оставалось справиться с приятной усталостью и добраться до дома!
Такие, вот, получились европейские вело-выходные! Рекомендую всем!
текст, фото Текутов Андрей