О беговеле, детках и тренере «Марьинского Беговела» Евгении Иванове.
Кто-то из нас только начинает познавать маунтинбайк, разучивает технику езды, прыжков, терпит первые неудачи на гонках, кто-то же далеко не первый год находится на пике спортивной формы, и бьется за золото на гонках разного маштаба, ну а кто-то уже состоявшийся спортсмен, и его любовь к горному велосипеду приобрела больше фановое послевкусие, потому что его взгляд переведен с гоночных лент на свое подрастающее поколение.
Ни для кого не секрет, что часто родители мечтают, чтобы их дети поддержали и продолжили иж спортивное “дело”, чтобы добились бОльших успехов в спорте нежели они. Но спросили ли они об этом детей? Меня часто спрашивают: “Хотела бы я, чтобы моя дочь занималась даунхиллом?” Я устремляю взгляд в облака, и робко роняю “не знаю”. Я приверженец того, что ребенок сам должен выбирать, каким спортом заниматься, кем быть, когда вырастет и так далее… Моя же задача, как родителя, показать своему ребенку все многообразие мира, увлечений, в том числе и видов спорта, а там пусть будет хоть даунхилльщицей, хоть балериной.
Но пока ребенок так мал (чуть меньше трех лет), о каком маунтинбайке речь? Тем не менее, с чего то уже можно начинать, и это очень популярный на данный момент велосипед без педалей — беговел.
Техническая справка.
Беспедальный велосипед имеет много названий: велобалансир, велосамокат, велобег, беговел, велокат, велокетт, балансбайк, ранбайк. Большинство названий — это перевод с иностранных языков (runbike — англ. laufrad — нем.), в России самым популярным стало слово «беговел». Беговел сконструирован таким образом, что на нем могут заниматься дети с самого раннего возраста. Есть примеры, когда ребёнок в 1,5 года начинал самостоятельно передвигаться на 2 колесах без помощи взрослых. Управление беговелом очень схоже с управлением велосипедом, только на беговеле ребенок не крутит педали, а толкается ножками, удерживая равновесие, баланс.
Конструкция беговела подразумевает низкий центр тяжести. Это достигается за счет конструкции рамы и угла крепления седла. Зачем это нужно? Вспомните, как тяжело управлять взрослым двухколесным велосипедом на малой скорости. Велосипед начинает заваливаться набок, велосипедист крутит руль вправо-влево, пытаясь сохранить равновесие. За счет смещенного к низу центра тяжести мы имеем транспортное средство, достаточно устойчивое даже на малой скорости.
Своей дочери мы приобрели беговел, когда ей было чуть меньше двух лет.
Когда лето пролетело, Тимур случайно встретился с Женей Ивановым, и узнал, что он ведет занятия в школе по беговелу. А почему бы и нет? Женю мы знаем как успешного спортсмена и тренера, наверное столько, сколько катаемся сами, поэтому доверие испытывали наивысшее. Решили попробовать!
Первые два занятия оказались сложными. Ребенок не понимал, что происходит, кто все эти дети в группе, и почему надо делать то, что говорит тренер. Алиса уставала, уходила в сторону и садилась на лавку, а иногда и вовсе пыталась уйти прочь)). Но Женя сказал, это нормально, так как нужно привыкнуть. И правда, с третьего-четвертого занятия, она уже с нетерпением ждала субботы, чтобы повыполнять с тренером новые увлекательные упражнения, поиграть в забавные игры, или постартовать со стартовых ворот четверками.
Собственно, вот уже несколько месяцев, начиная с конца осени, мы посещаем занятия у Жени, и я хочу с вами поделиться небольшим интервью с этим замечательным человеком.
Образование Высшее
Первое — Российская Государственная Академия Физической Культуры и спорта в 2002 году – Специалист в области физической культуры и спорта, специальность «Теория и методика преподавания велоспорта»
Второе – Российский Государственный Университет Физической Культуры, спорта и туризма в 2010 году, Магистр в области физической культуры, спорта и туризма, специальность «Спорт и система подготовки спортсменов»
Спортивные достижения – Мастер спорта России по велоспорту ВМХ, Чемпион России по велоспорту ВМХ, Чемпион России по велоспорту Маунтинбайк (дисциплина «Байкер – кросс»), победитель «Гран –При России по велоспорту ВМХ»
Стаж работы – 19 лет, старший тренер сборной команды Москвы в категории «Элита» с 2004 по 2014 год, подготовил Победителя Всемирной Универсиады в Китае, команду победителей Спартакиады Молодежи России, Чемпионов и Победителей Первенств России.
— Жень, привет! Почему ты решил заняться подготовкой маленьких спортсменов? Что послужило толчком для этого?
— Вика привет! Идея создания этого проекта родилась в моей голове задолго до того, как я смог его реализовать. Уже почти 19 лет я работаю тренером по Олимпийскому виду велосипедного спорта ВМХ, и всегда задавался вопросом: «Как сделать так, чтобы дети, приходящие в секцию велосипедного спорта ВМХ в самом юном возрасте, а набор в школы идет, как правило, с 6 лет, уже обладали некими навыками координации?»
И вот сейчас у меня есть ответ на этот вопрос – БЕГОВЕЛ!
К тому времени в Москве уже были клубы с подобным направлением, но я не совсем понимал по какой методике они работают, и хотел создать свою школу, в которой все до мелочей будет работать над развитием и физическим воспитанием ребенка.
— Как организованы ваши тренировки? Какие задачи стоят перед тобой, как перед тренером на часовое занятие с детишками? И в чем преимущество конкретно вашей школы Марьинскогобеговела?
— Многолетний опыт работы в области физической культуры и спорта дает мне возможность сейчас организовывать тренировки практически на «пустыре», если у меня будет велосипед, а передо мной будет группа детей на беговелах в возрасте от 2 до 5 лет, то не составит никакого труда правильно их скоординировать и сделать тренировку интересной. УПС, забыл… Еще нужен свисток))
Задачи, которые я ставлю перед собой на самом деле очень просты, я педагог и цель научить ребенка двигательным умениям и навыкам, быть физически развитым и активным ребенком. Мы не только гоняем на беговелах, мы много бегаем, прыгаем, лазаем, играем – одним словом делаем все, что поможет нам развиваться в правильном направлении. За один час очень сложно научить ребенка чему-то. Но я не говорю “невозможно”, потому как возможно все. Главное – это системный подход к занятиям, наверное, это и есть наша отличительная черта. Специально для проекта «Марьинский Беговел» мы разработали программу спортивной подготовки «Strider Educatoin» совместно с кандидатом педагогический наук, доцентом Соколовым Г.Я. при поддержке и участии компании «Strider Russia» и мы работаем по данной программе.
— Что дают ребенку занятия беговелом?
— Отвечу научным языком)) Согласно теории физического воспитания и на основе физиологических (биологических) закономерностей развития детского организма, а также практического опыта считается, что начинать занятия с детьми, которые предрасположены к видам спорта со сложной координационной структурой движений, с требованием проявления чувства пространства следует с раннего возраста.
Ну, а если сказать простыми словами, то Беговел дает возможность ребенку с самого раннего детства заложить в себя все необходимые навыки координации, баланса и чувства пространства.
— На какой возраст рассчитаны ваши занятия, и на какие возрастные группы делятся детишки?
— Занятия в школе проходят с 2 лет, но есть отдельные случаи, когда малыши начинают посещать системные тренировки и с полутора лет, ну и до тех пор, пока не пересядут на велосипед. Кстати, многие дети ходят на тренировки и успешно совмещают беговел с велосипедом. Как правило, все, кто гоняет на беговеле спокойно в 2,5 года и чуть постарше, могут ехать на двухколесном велосипеде, это факт. Но ребенок не может так уверено владеть велосипедом как беговелом и он с удовольствием гоняет и на том и на другом виде транспорта.
Не всегда возраст является основным определяющим фактором для той или иной группы, скорее тут важны умения и навык, которыми обладает ребенок. А вообще, в школе три разновидности групп:
Младшая – в которой дети только-только начинают осваивать навыки, учатся правильно сидеть и толкаться ножками.
Смешанная – группа, в которой начинают выполнять различные технические элементы, и пробуют состязаться в разных упражнениях.
Старшая – выполнение сложно-координационных элементов, гонки на беговелах.
— Я иногда вижу на вид взрослых детишек, которые вполне способны учиться ездить на велосипеде, но вижу их на беговеле. Как ты смотришь на эту ситуацию?
— Как я и написал выше, я считаю, что это вполне нормально. Еще раз повторюсь, в 4,5 – 5 лет ребенок уже может делать на беговеле целый набор трюков и различных элементов, что пока не может сделать на велосипеде в силу определенных причин. Велосипед более тяжелый и неповоротливый, он гораздо выше беговела и у детей, какими они нам бесстрашными порой не казались, все равно есть чувство страха и неуверенности.
— Мне приходилось сталкиваться с родителями, которые давят на детей: ругают, если ребенок не хочет заниматься именно в этот день или однажды услышала фразу от одной мамы: “Если не будешь стараться, то накажу!” Как реагируешь и даешь ли ты им советы им по этому поводу?
— Я глубоко убежден, что это в корне не правильный подход. Практически на каждой тренировке, подводя итоги тренировочного занятии, я говорю родителям, о том, как важно для детей похвала, даже если иногда ребенок ее не заслужил. Для детей это очень-очень важно, ему важно что родители скажут, увидел ли они тот или иной элемент, даже если он не получился. Ведь малыш старался, и ему будет очень приятно, если маме и папе не все равно! Я регулярно рассказываю родителям о том, что необходимо следить за ходом тренировки и стараться отмечать старания малыша, ведь для них крайне важно. Некоторые дети еще совсем маленькие, и для них авторитет тренера пока не существует, и главным тренером является мама или папа, и важно быть в курсе событий, которые проходят на тренировке. Потом, чуть позже, когда дети будут чуть постарше ближе к 4-5 годам, они будут заниматься одни, наедине с тренером, и к этому времени они уже будут четко отдавать себе отчет кто такой ТРЕНЕР, и почему ребенок должен его слушаться!
— С маленькими детьми наверняка сложнее заниматься, чем с подростками. С какими сложностями приходится сталкиваться?
— Малыши часто рассеянные, необходимо много раз повторять те или иные команды, чтоб ребенок услышал и понял ее, но если научить его слушать тренера с раннего возраста, то будучи подростком ребенок уже будет профессионалом!!!
Я работаю тренером в Школе Олимпийского резерва, и часто ко мне приходят дети в возрасте 10 лет, которые так же рассеяны как и 3-х летние малыши, и все потому что в детстве в них это не было заложено на должном уровне! Это не в упрек родителям ни в коей мере, но с такими моментами я сталкиваюсь.
— Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок занимался в беговел школе?
— Помните, что ваши дети еще дети, они еще совсем маленькие, и мы взрослые порой требуем от них очень многого.
Я все время пытаюсь вспомнить себя в таком возрасте, что я умел, что делал, чем занимался… и знаешь, ловлю себя на мысли, что кроме того, что я ходил в сад и играл дома в игрушки, наверное, ничего))). А сейчас, секции, развивашки, выставки и различные мероприятия, которые помогают нашим детям познать мир!!! Это невероятно круто!!! Малыши ходят в секции самого разного направления и это уже подвиг! Когда ребенок едет на беговеле с одной рукой в 2 года для меня он уже ГЕРОЙ!!! Не каждый взрослый мужчина умеет это делать)))
Я люблю всякого рода поговорки и пословицы. Одна из моих самых любимых звучит так
«Не воспитывайте детей, воспитывайте себя» ведь дети это наше отражение!!!