Сделай своими руками: покраска рамы

03.10.2012

Эта публикация для тех, кому интересны не только гонки, покатушки и красивые железки, но и творческо-техническая часть по покраске велосипедной рамы. Мы решили поделиться с вами небольшим опытом из этой области.

Произошло это достаточно спонтанно: Тимур увидел объявление на Twentysix о том, что человечек под ником Knolly хочет сделать несложную аэрографию рамы. Вообще велосипедная рама считается сложным заданием для аэрографии/покраски и сопутствующей работе в силу наличия множества изгибов, сварных швов, отверстий и других особенностей. Но уточнив, что именно хочет Сергей Knilly, я решила взяться за это дело.

Любая работа начинается с макета. Он нужен как для клиента, чтобы понять, что ему нравится, а что нет, так и для рабочего (меня), чтобы представлять какую работу следует проделать. Рама должна была быть исполнена в стиле машины гонщика Steave Mc Queen из фильма Le Mans. В такой раскраске нам уже приходилось видеть командные байки Intense 2012 года.

Тимур быстренько накидал макет, который всем сразу понравился.

Перед тем, как привезти мне раму для работы, я попросила очистить её от всех наклеек, которых было море:

Первый этап - это подготовка поверхности для покраски. Начну с того, что на поверхности не должно быть наклеек и конечно же клея, который они могут оставить. Мне рама досталась не идеально почищенная, поэтому мне пришлось начать с очистки этих моментов с помощью растворителя.  После того, как поверхность чиста - можно двигаться дальше. Старая краска не удаляется, как многие думают, а просто подготавливается. С помощью абразивного инструмента (наждачной бумаги с определённым зерном) зачищается поверхность до матового состояния. То есть создаются микро царапины, за которые и будет держаться новая краска. Вроде казалось бы - что там рама.... а работы получилось на 7 часов. Особенно тяжело поддавались подготовке задние линки, где очень много глубоких углублений. Пальцы гудели после этого 2 дня))

После того, как рама качественно зачищена, следует выровнять поверхность в местах глубоких царапин. Такие были на рулевом стакане и на задних линках. Для выравнивания берётся авто шпатлёвка и смешивается с отвердителем. Очень важно использовать качественные материалы, чтобы в дальнейшей работе и использовании результатов труда - не возникло неприятных неожиданностей. После смешания смесь аккуратно наносится на нужные места маленьким шпателем. После подсыхания с помощью абразивного инструмента (наждачки) удаляются излишки шпатлёвки. Здесь стоит быть предельно осторожным и внимательным, чтобы поверхность осталась ровной и не переборщить (НЕ СНЯТЬ ЛИШНЕЕ).

После того, как поверхность выровнена - мелкие царапины (с доступом к металлу) затираются также шкуркой и обрабатываются автомобильным грунтом. Места, которые были зашпатлёваны - также обрабатываются грунтовкой.

Вот теперь рама готова для покраски!

Теперь нужно заклеить место, где у нас на раме будет проходить чёрная полоска. Для этого мы используем специальную контурную ленту, которая по маткриалу очень похожа на изоленту, но в отличие от изоленты она имеет возможность деформироваться и создавать плавные углы/волны. К сожалению, фотографии рамы с обклееной этой лентой у меня не сохранилось.  Обклейка - дело кропотливое: важно, чтобы работа была сделана ровно и симметрично. Особенно большие проблемы возникали на местах сварных швов... там лента очень сильно капризничает. Но после того, как обклейка была завершена - можно заклеивать одну из частей рамы. Я решила начать красить раму в голубой, поэтому я аккуратно и тщательно заклеила все места, которые должны были стать ораньжевыми. А также нужно было заклеить все места крепления линков, осей, подшипников и т.д. Это оказалось целой ювелирной работой.

После этого я намешала определённое количество краски: в небесно голубой, который получился при смешивании синего и белого, я добавила желтый цвет, чтобы голубой получился тёплым, а не холодным.

Далее раму поместили в покрасочную кабину, и после установки на специальные крепления, я обрабатала раму обезжиривателем и специальной липкой салфеткой, которая собирает пыль.

Подключила краскопульт и приступила к работе. Да, именно краскопульт, так как работа предстоит с большим количеством краски, и он мне пригодится позже.

Раму красить далеко не просто. Во-первых, следует сперва красить сложные места: крепежи амортизатора, треугольничек на верхней трубе, все углубления на задних линках. И только после этого переходить с остальной поверхности рамы. Во-вторых, важно не перестараться и избегать подтёков. В третьих, наносить краску надо равномерно в два слоя, не больше.

После того, как  часть рамы была покрашена, оголяем незакрашенную часть и заклеиваем, напротив, готовую.

Следующий шаг - покраска в оранжевый. Для этого с помощью красного и желтого я намешала нужный оттенок такого красного апельсина.

После очередного помещения в покрасочную камеру и обработку обезжиривателем и лпкой салфеткой, принялась за дело.

Здесь возникло две проблемы. Во-первых, во время покраски обнаружилась на поверхности какая-то волосинка, которую пришлось вытащить, но она оставила след. Пришлось подождать, когда подсохнет и затереть шкуркой. Во-торых, стало понятно, что мой цвет не перекрывал серую грунтовку на задних линках. Для этого пришлось подождать, когда краска подсохнет, и нанести на серые места белую краску., а уже сверху наносить оранж.

Белой краске, как ни странно, нужно было больше времени, чтобы подсохнуть.

После подсыхания рама выглядела очень сочно.

Далее аккуратно снимаем контурную ленту, таким образом, чтобы  с ней не отхватить куски краски.

Та же рама, без ленты.

Однако, нашлись места, которые плохо прокрасились, и это легко подкорректировалось аэрографом.

Далее предстояло, как ни странно, самое кропотливое дело, которое потребовало от меня невероятной психологической стойкости - это обклейка контурной лентой этих самых мест, где у нас будут чёрный полоски. Также важно сделать это максимально симметрично, ровно, с ювелирной точностью, ибо чёрная краска покажет любой косяк некорректной облейки. Также важно не оставить случайно белых мест. Для этого лента клеится не ровно по краю, а с полумилиметровым запасом (заходом на голубую или рыжую часть). Опять война со сварными швами. и вот, наносим чёрную краску с помощью аэрографа. Есть кстати небольшое отличие в концентрации краски для краскопульта и аэрографа: для аэрографа подходит более жидкая (больше растворителя), а для краскопульта - более густая. Во время покраски я также много подсвечивала фонариком с телефона, чтобы убедиться в ровном нанесении цвета.

Краска сохнет моментально, и после нанесения можно удалять ленту. НО ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО! Чтобы не оторвать кусок ни чёрной, ни голубой, ни оранжевой краски!

Далее приступаем к наведению красоты: логотипы Knolly на нижней трубе рамы с каждой стороны и на рулевом стакане белый круг с логотипом Knolly.

Стакан пришлось зашкурить мяшкой шкуркой, чтобы избавиться от чёрных "рёбер" на месте белого круга. Предварительно отрисованные в кривых (в Коралле) круги, логотипы были распечатаны-порезаны на самоклеющейся бумаге с помощью плоттера. Далее дело техники - трафаретная работа.

Во время размещения логотипов Кнолли пришлось столкнуться с тем, что на макете не были учтены крепления амортизатора и логотип был просто нарисован поверх них. В жизни же так сделать было нельзя, и логотипы были размещены там, где лучше вписывались (и размеры печали были подобраны соответствующие)

После того, как я закончила, оставила раму малеру для покрытия лаком и полировки. Под лаком рама смотрелась ярчке и глубже.

Серёжа забрал раму в тот же вечер) и в ближайшие дни собрал её на новом железе.

Полноценный вид байка я получила в mms, осталась довольна резульатом.

Всего на работу у меня ушло 5 выходных дней.

автор текста и работы Замалиева Виктория